воскресенье, 15 сентября 2013 г.


РЕБЕНОК РАННЕГО ВОЗРАСТА

Ранний возраст — особый период развития ребенка. Как правильно создать для него развивающую среду, как вести себя с ребенком, чтобы содействовать развитию его речи, мышления, координации?
Ведущий вид деятельности ребенка младше трех лет — предметно-игровой. Игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, соотношению частей, являются прекрасным средством развития маленьких детей. Основная задача взрослого здесь состоит в том, чтобы с помощью таких игрушек обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить подбирать их по сходству и различию. Поэтому игрушки не только обогащают чувственный опыт малышей, но и учат мыслить. В таких практических действиях, как соединение, разъединение, нанизывание предметов, развиваются различные мыслительные операции.
Дидактические игрушки развивают мелкую моторику, вызывают у детей желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия. Кроме того, игры с предметами учат ребенка запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны взрослым, т.е. развивают память и воображение. Сенсорное развитие детей — основа познания мира.
Для ребенка до 3-х лет крайне необходимы:
— игрушки для нанизывания предметов различных форм (разнообразные пирамидки);
— игрушки для проталкивания предметов различных форм в соответствующие отверстия;
— игрушки, которые можно катать;
— образные игрушки с застегивающимися и прилипающими элементами (пуговицами,
      шнуровками, кнопками, липучками, молнией);
— игрушки разной величины, формы, цвета для сравнения предметов, раскладывания фигур.    
     Эту роль прекрасно выполняют народные игрушки (матрешки, яйца, бочонки и др.).
Кроме того, необходимы разнообразные сюжетные игрушки (куклы, машины, животные, предметы быта и др.).
Особое значение для развития малыша имеют подвижные игры. С самого момента рождения ребенок стремится к движению. Он познает мир, ползая, лазая, карабкаясь, бегая и т.д. Использование в повседневной жизни подвижных игр создает условия для того, чтобы ребенок научился владеть своим телом, его движения стали красивыми и, главное, уверенными. Подвижные игры — хорошая профилактика плоскостопия, нарушений осанки и других заболеваний, которые часто встречаются в детском возрасте и вызваны недостатком двигательной активности.
Кроме того, подвижная игра — источник радости, одно из лучших средств общения взрослого с ребенком. В подвижных играх часто используются фольклорные мотивы и яркие образы, которые стимулируют детскую фантазию, способствуют формированию речи и в конечном итоге становлению личности ребенка.
Особое внимание хочется обратить на развитие речи. Для того чтобы оно проходило правильно, с ребенком нужно постоянно общаться, начиная с самого раннего младенческого возраста, когда, казалось бы, кроха еще ничего не понимает. В этом, пока еще пассивном, восприятии закладывается основа для будущего активного словотворчества. И позже, когда малыш подрастет и освоит элементарную речь, взрослые по-прежнему должны все время общаться с ним. Если же взрослые мало говорят с ребенком и их речь по большей части состоит из запрещений и указаний, развитие ребенка замедляется. И наоборот, если у взрослых слишком высокие требования к языковым возможностям ребенка, и они постоянно поправляют ошибки в его речи, то это тоже может негативно сказаться на его речевом развитии.
Поэтому:
■  Разговаривайте с ребенком о том, что вы делаете с ним вместе, о том, что он видит и слышит
     вокруг, о ваших планах на сегодняшний день.
■  Давайте малышу простые указания, повторяя простые предложения.
■  Помогайте ребенку расширять словарный запас и усваивать новые речевые конструкции, для  
    чего читайте и рассматривайте вместе с ним книжки с картинками, побуждая повторять
    прочитанное или рассказанное.
■ Будьте хорошим слушателем. Дайте ребенку время договорить то, что он хотел сказать.  
Постарайтесь не перебивать его, поправляя произношение и порядок слов. Если малыш постоянно будет слышать грамотную речь взрослых, в конце концов, он и сам научится правильно произносить слова и строить предложения. Обязательно смотрите на ребенка, когда он говорит с вами. Тем самым вы показываете, что обращаете на него внимание и что его слова для вас не безразличны.
Что бы вы ни делали вместе с ребенком, самое главное — это доброжелательное общение с ним. В общении вы не только даете своему малышу какие-либо знания, умения и навыки, но и чувство психологической защищенности, доверия.
Поэтому:
■  Необходимо обращать внимание не только на свои слова, но и на интонацию, мимику, жесты,
     позу. Ваше лицо должно быть приветливо, улыбайтесь во время общения с ребенком.
■  Обращая внимание на ошибки ребенка, делайте это тактично. Пусть недостатки выглядят
     легко исправимыми, а новые задачи — доступными и интересными.
■  Хвалите ребенка за его скромные успехи, но будьте при этом искренни, так как
    перехваливание тоже имеет свои негативные стороны.
■  Старайтесь не давать малышу приказаний. Лучше посоветоваться, договориться с ним.
■  Не стоит бранить ребенка, обещать наказать его. Лучше научить или вместе с ним исправить
     ситуацию.
■  Никогда не сравнивайте детей, каждый из них развивается индивидуально.
От всего сердца желаем вам радостного общения с малышом!

                       Подготовила педагог-психолог Токарева Е.Н.

Комментариев нет:

Отправить комментарий