Ранний
возраст — особый период развития ребенка. Как правильно создать для него развивающую
среду, как вести себя с ребенком, чтобы содействовать развитию его речи,
мышления, координации?
Ведущий вид
деятельности ребенка младше трех лет — предметно-игровой. Игрушки, подобранные
по цвету, форме, величине, количеству, соотношению частей, являются прекрасным
средством развития маленьких детей. Основная задача взрослого здесь состоит в
том, чтобы с помощью таких игрушек обратить внимание ребенка на различные
свойства предметов, научить подбирать их по сходству и различию. Поэтому
игрушки не только обогащают чувственный опыт малышей, но и учат мыслить. В
таких практических действиях, как соединение, разъединение, нанизывание
предметов, развиваются различные мыслительные операции.
Дидактические
игрушки развивают мелкую моторику, вызывают у детей желание экспериментировать,
выполнять различные конструктивные действия. Кроме того, игры с предметами учат
ребенка запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны
взрослым, т.е. развивают память и воображение. Сенсорное развитие детей —
основа познания мира.
Для ребенка
до 3-х лет крайне необходимы:
— игрушки для нанизывания
предметов различных форм (разнообразные пирамидки);
— игрушки для
проталкивания предметов различных форм в соответствующие отверстия;
— игрушки, которые можно
катать;
— образные игрушки с
застегивающимися и прилипающими элементами (пуговицами,
шнуровками, кнопками, липучками,
молнией);
— игрушки разной
величины, формы, цвета для сравнения предметов, раскладывания фигур.
Эту роль прекрасно выполняют народные
игрушки (матрешки, яйца, бочонки и др.).
Кроме того,
необходимы разнообразные сюжетные игрушки (куклы, машины, животные, предметы быта
и др.).
Особое
значение для развития малыша имеют подвижные игры. С самого момента рождения
ребенок стремится к движению. Он познает мир, ползая, лазая, карабкаясь, бегая
и т.д. Использование в повседневной жизни подвижных игр создает условия для
того, чтобы ребенок научился владеть своим телом, его движения стали красивыми
и, главное, уверенными. Подвижные игры — хорошая профилактика плоскостопия,
нарушений осанки и других заболеваний, которые часто встречаются в детском
возрасте и вызваны недостатком двигательной активности.
Кроме того,
подвижная игра — источник радости, одно из лучших средств общения взрослого с
ребенком. В подвижных играх часто используются фольклорные мотивы и яркие
образы, которые стимулируют детскую фантазию, способствуют формированию речи и
в конечном итоге становлению личности ребенка.
Особое внимание хочется обратить на развитие речи. Для того чтобы
оно проходило правильно, с ребенком нужно постоянно общаться, начиная с самого
раннего младенческого возраста, когда, казалось бы, кроха еще ничего не
понимает. В этом, пока еще пассивном, восприятии закладывается основа для
будущего активного словотворчества. И позже, когда малыш подрастет и освоит
элементарную речь, взрослые по-прежнему должны все время общаться с ним. Если
же взрослые мало говорят с ребенком и их речь по большей части состоит из
запрещений и указаний, развитие ребенка замедляется. И наоборот, если у
взрослых слишком высокие требования к языковым возможностям ребенка, и они
постоянно поправляют ошибки в его речи, то это тоже может негативно сказаться
на его речевом развитии.
Поэтому:
■ Разговаривайте с ребенком о том, что вы делаете
с ним вместе, о том, что он видит и слышит
вокруг, о ваших планах на сегодняшний
день.
■ Давайте малышу простые указания, повторяя
простые предложения.
■ Помогайте ребенку расширять словарный запас и
усваивать новые речевые конструкции, для
чего читайте и рассматривайте вместе с ним
книжки с картинками, побуждая повторять
прочитанное или рассказанное.
■ Будьте хорошим
слушателем. Дайте ребенку время договорить то, что он хотел сказать.
Постарайтесь не
перебивать его, поправляя произношение и порядок слов. Если малыш постоянно
будет слышать грамотную речь взрослых, в конце концов, он и сам научится
правильно произносить слова и строить предложения. Обязательно смотрите на
ребенка, когда он говорит с вами. Тем самым вы показываете, что обращаете на
него внимание и что его слова для вас не безразличны.
Что бы вы ни
делали вместе с ребенком, самое главное — это доброжелательное общение с ним. В
общении вы не только даете своему малышу какие-либо знания, умения и навыки, но
и чувство психологической защищенности, доверия.
Поэтому:
■ Необходимо обращать внимание не только на свои
слова, но и на интонацию, мимику, жесты,
позу. Ваше лицо должно быть приветливо,
улыбайтесь во время общения с ребенком.
■ Обращая внимание на ошибки ребенка, делайте
это тактично. Пусть недостатки выглядят
легко исправимыми, а новые задачи —
доступными и интересными.
■ Хвалите ребенка за его скромные успехи, но
будьте при этом искренни, так как
перехваливание тоже имеет свои негативные
стороны.
■ Старайтесь не давать малышу приказаний. Лучше
посоветоваться, договориться с ним.
■ Не стоит бранить ребенка, обещать наказать
его. Лучше научить или вместе с ним исправить
ситуацию.
■ Никогда не сравнивайте детей, каждый из них
развивается индивидуально.
От всего сердца желаем вам радостного общения с малышом!
Подготовила педагог-психолог Токарева Е.Н.
Комментариев нет:
Отправить комментарий