Шаги беспроигрышного метода решения конфликтов
( по Т. Гордону)
Шаги
|
Цели
|
Действия родителей
|
Шаг 1
Распознавание и определение конфликта
|
Вовлечь ребенка в процесс решения проблемы
|
Четко и немногословно сообщить ребенку, что имеется проблема, нуждается в решении. Дать понять, что сотрудничество ребенка необходимо
|
Шаг 2
Выработка возможных альтернативных решений
|
Собрать как можно больше вариантов решения
|
Узнать решения детей (свои можно добавить позже), не оценивая и не принижая предложенные решения. Настаивать на выдвижении как можно большего числа альтернатив
|
Шаг 3
Оценка альтернативных решений
|
Активизировать ребенка на высказывания по поводу различных решений, сообщить свое мнение по каждому варианту
|
Предложить ребенку высказаться, какие из этих решений выглядят лучше, чем остальные. Сообщить свои чувства и интересы, сказать о наиболее оптимальном варианте и что не устраивает (или устраивает) ребенка в выборе
|
Шаг 4
Выбор наиболее приемлемого решения
|
Принять окончательное решение
|
Узнать, что думает ребенок о каждом оставшемся решении. Добиться того, чтобы каждый обязался выполнить свою часть договора. Если решение состоит из нескольких пунктов, желательно зафиксировать их на бумаге
|
Шаг 5
Выработка способов выполнения решения
|
Спланировать процесс претворения в жизнь принятого решения
|
Вынести на обсуждение вопросы типа:«Когда начнем?», «Кто будет следить за временем?», «Каковы будут критерии качества выполняемой работы?» и т.п.
|
Шаг 6
Контроль и оценка его результатов
|
Способствовать реализации решения. Выявить обстоятельства, требующие пересмотра принятого решения
|
Интересоваться у ребенка, по-прежнему ли он доволен принятым решением и его результатами. Сообщать о своих чувствах и мыслях (они могут изменяться) по поводу результатов решения. Пересмотр или корректировка решения, если это потребуется
|
УРОВНИ И КРИТЕРИИ АДАПТАЦИИ
А.Л. Венгер описывает три уровня адаптации к школьному обучению:
Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе; требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко, глубоко и полно; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя; выполняет поручения без лишнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной работе; готовится ко всем урокам; занимает в классе благоприятное статусное положение.
Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ; самостоятельно решает типовые задачи; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.
Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины. Объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль. Систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.
Комментариев нет:
Отправить комментарий