воскресенье, 27 октября 2013 г.


ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, ИЛИ КАК ОБЩАТЬСЯ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Уважаемые родители!
Общаясь со своим ребенком, старайтесь:
1. Быть последовательными. Не запрещайте ребенку то, что еще вчера ему было позволено.

2. Быть вежливым с ребенком. И тогда ваш ребенок, скорее всего, усвоит именно такую манеру взаимодействия.

3. Сотрудничать с ребенком, а не руководить им. Ваши при­казы, резкие запреты демонстрируют неуважительное отноше­ние к ребенку, могут спровоцировать агрессивную вспышку.

4. Вводить четкую систему запретов. Их должно быть немно­го, они нужны для ощущения безопасности вашему ребенку (на­пример, такие запреты: не брать спички, не открывать кран с го­рячей водой, не включать газ и др.). Старайтесь следовать им неукоснительно.

5. Формулировать запреты кратко, конкретно. Лучше сказать ребенку: «Горячо!», «Грязно!», чем «Нельзя!», «Отойди!»

6. Устанавливать определенные правила в вашей семье, ежед­невное следование которым поможет вам избежать большого количества нотаций, а ребенку стать увереннее и спокойнее.

7. Расширить поведенческий репертуар ребенка. Для этого рассказывайте ему, какими способами можно решить разные конкретные проблемы. Показывайте детям пример различных реакций на события (как на положительные, так и на отрица­тельные).

8. Использовать в общении с ребенком краткие, четкие, по­нятные малышу инструкции. Не увлекайтесь нотациями. Ско­рее всего, из вашей речи он поймет лишь то, что вы недовольны им или даже не любите его.

9. Наказывая ребенка, не быть чрезмерно строгими и не ущем­лять достоинство малыша.

10. Быть терпеливыми. Не допускать чрезмерных вспышек в ответ на не удовлетворяющее вас поведение ребенка.

11. Чаще говорить ребенку, что вы его любите. Пусть малыш знает, что вы любите его за то, что он есть, а не за то, что он убирает игрушки, съедает кашу и др.
                 Подготовила педагог-психолог Токарева Е.Н.


суббота, 19 октября 2013 г.


 
Нарушение осанки у детей

Нарушение осанки влияют на рост и развитие ребенка. Не  следует считать это мелочью, не требующей внимания, с возрастом исправить их становится все труднее. Помните, что нарушения осанки ухудшают работу многих органов и систем. Дети при этом, как правило, страдают понижением зрения, заболеваниями органов дыхания, нервной системы, пищеварения. У них отмечаются быстрая утомляемость и плохое самочувствие. Во время письма или чтения повышается статичное напряжение, связанное с поддержанием относительно неподвижной позы, снижается двигательная активность.
Что же такое осанка? Это привычное положение во время движения и покоя, умение держать свое тело. Правильная осанка формируется с раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Различные нарушения осанки у детей не столь уж редки. Коротко остановимся на них.
Вялая осанка — голова опущена, плечи сведены, лопатки отстают от спины, ноги слегка согнуты в коленях.
Сутуловатость — голова выдвинута вперед, плечи сильно сведены, живот выпячен.
Лордотическая — увеличен прогиб поясничного отдела позвоночника.
        Кифотическая — спина круглая, плечи опущены, голова наклонена вперед, живот выпячен.
Причинами нарушений могут быть общая ослабленность организма, нерациональная организация режима, нарушение зрения, понижение слуха, недостаточность общего физического развития и малая двигательная активность. Следует помнить, что позвоночник ребенка легко деформируется под влиянием самых разных причин: прогибающаяся кровать и мягкий матрац, высокая подушка.
Если Вы заметили у ребенка нарушение осанки, обратитесь в детскую поликлинику к специалисту для получения квалифицированной помощи.
 Вот самые простые рекомендации по предупреждению нарушения осанки: посмотрите, за каким столом занимается, рисует ваш ребенок, не приходится ли ему тянутся до стола или, наоборот, сгибаться в неудобной позе. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка. Стул лучше придвинуть к столу так, чтобы грудь не упиралась в край стола, это затрудняет дыхание. Не позволяйте ребенку поджимать под себя ногу, в таком положении полностью нарушается равновесие.
Самые лучшие средства для профилактики нарушений осанки: утренняя гимнастика;  закаливание; достаточное освещение и правильно подобранная мебель; постоянное наблюдение за позой ребенка во время игр и занятий; специальные комплексы упражнений.

Подготовила педагог - психолог Токарева Е.Н.

среда, 2 октября 2013 г.


Почему ребенок непослушен?

Психологи выделили четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей.
1.           Борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание. Родители то и дело отрываются от своих дел, делают замечания... Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого.
2.               Борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской опеки. Детям особенно трудно, когда родители общаются с ними, в основном, в форме замечаний, опасений, указаний. Ребенок начинает восставать. Он отвечает упрямством, действиями наперекор. Смысл такого поведения - отстоять право самому решать свои дела, показать, что он личность. Не важно, что его решение подчас не очень удачное, даже ошибочное. Зато оно свое, а это главное!

3.               Желание отомстить. Дети часто обижаются на родителей. К примеру: родители более внимательны к младшему; мать разошлась с отцом; в доме появился отчим; родители постоянно ссорятся... Много единичных поводов: резкое замечание, несправедливое наказание. В глубине души ребенок переживает, а на поверхности - протесты, непослушание, неуспеваемость в школе. Смысл плохого поведения: "Вы сделали мне плохо, пусть и вам будет тоже плохо!"

4.               Потеря веры в собственный успех. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, ребенок теряет уверенность в себе, у него складывается низкая самооценка. Он может прийти к выводу: "Нечего стараться, все равно ничего не получится." При этом внешним поведением он показывает, что ему "все равно", "и пусть плохой", "и буду плохой". Выявить истинную причину непослушания и плохого поведения довольно просто, хотя способ может показаться парадоксальным.

Родителю нужно обратить внимание на собственные чувства.
Если ребенок борется за внимание - появляется раздражение.
Если подоплека стойкого непослушания - противостояние воле родителя, то у него возникает гнев.
Если скрытая причина - месть, то ответное чувство у родителя - обида.
При глубинном переживании ребенком своего неблагополучия родитель попадает во власть чувства безнадежности, а порой и отчаяния. Что же делать дальше? Общий ответ на вопрос - не реагировать привычным образом, т.к. образуется порочный круг. Чем больше взрослый недоволен, тем больше ребенок убеждается: его усилия достигли цели. И он возобновляет их с новой энергией. Взрослому нужно уяснить, что именно он чувствует и перейти к позиции помощи.
Если идет борьба за внимание, нужно оказывать ребенку положительное внимание. Придумать какие-нибудь совместные занятия, игры, прогулки. Если источник конфликтов - борьба за самоутверждение, то следует, наоборот, уменьшить свою включенность в дела ребенка. Для него очень важно накапливать опыт собственных решений и даже неудач. Больше всего поможет избавиться от излишнего давления и диктата понимание, что упрямство и своеволие ребенка - лишь раздражающая вас форма мольбы: "Позвольте же мне жить своим умом."
 Если вы испытываете обиду, то нужно спросить себя: что заставило ребенка причинить ее вам? Какая боль у него самого? Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину, ее надо исправить. Самая трудная ситуация у отчаявшегося родителя и разуверившегося в своих силах ребенка. Нужно перестать требовать "полагающегося " поведения, "сбросить на ноль " свои ожидания и претензии. Наверняка ребенок что-то может, у него есть к чему-то способности. Найдите доступный для него уровень задач и начните движение вперед. Организуйте с ним совместную деятельность, сам выйти из тупика он не сможет. При этом ребенка нельзя критиковать! Ищите любой повод, чтобы его похвалить, отмечайте любой, даже самый маленький успех. Постарайтесь подстраховывать его, избавлять от крупных провалов. Необходимо поговорить с учителями и сделать их союзниками. Вы увидите: первые же успехи окрылят ребенка.
Итак, главные усилия надо направить на то, чтобы переключить свои отрицательные эмоции (раздражение, гнев, обиду, отчаяние) на конструктивные действия. Что важно знать в начале: при первых попытках улучшить взаимоотношения ребенок может усилить свое плохое поведение! Он не сразу поверит в искренность ваших намерений и будет проверять их.




Рекомендации по воспитанию
гиперактивных детей

1.     В своих отношениях с ребёнком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчёркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребёнка в своих силах.
2.    Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
3.    Говорите сдержанно, спокойно, мягко. (Окрики возбуждают ребёнка).
4.    Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
5.    Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
6.    Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, конструктором, настольными играми, раскрашивание, чтение).
7.    Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Время приёма пищи, выполнения домашних дели сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.
8.    Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерное стимулирующее действие.
9.    Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
10.    Давайте ребёнку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна   ежедневная физическая активность на свежем воздухе – прогулки, бег, спортивные занятия.
11. Помните о том, что присущая детям гиперактивность может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

понедельник, 23 сентября 2013 г.


 Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом. В привычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются следующие изменения:
·        четкий режим дня;
·        отсутствие родных рядом;
·        постоянный контакт со сверстниками;
·        необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку;
·        резкое уменьшение персонального внимания.
Часть детей адаптируются относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1–3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация может длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога.

 

Кому адаптироваться легче?

 

*                   Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли «в садик» с игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Если родители использовали возможность и познакомили ребенка с воспитателями заранее, то малышу будет значительно легче (особенно, если он не просто видел эту «тетю» несколько минут, а смог пообщаться с ней и пройти в группу, пока мама была рядом).
*                    
*                   Детям, физически здоровым, т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший «старт».
*                    
*                   Детям, имеющим навыки самостоятельности. Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.
*                   Детям, чей режим близок к режиму сада. За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду: 7:30 – подъем, умывание, одевание; 8:20 – крайнее время для прихода в сад; 8:30 – завтрак, 10:30 – прогулка, 12:00 – возвращение с прогулки, 12:15 – обед, 13:00 – 15:00 – дневной сон, 15:30 – полдник. Для того чтобы легко встать утром, лучше лечь не позже 20:30.
*                    
*                   Детям, чей рацион питания приближен к садовскому. Если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния. Основу рациона составляют каши, творожные запеканки и сырники, омлет, различные котлеты (мясные, куриные и рыбные), тушеные овощи и, конечно, супы.
Трудно приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий (чем больше, тем будет сложнее). Особенно трудно малышам, которые воспринимают поход в сад как неожиданность из-за того, что родители не считали нужным разговаривать об этом.

 Не делайте ошибок!

 К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка. Чего нельзя делать ни в коем случае:

*                   Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
                   
*                   Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
*                    
*                   Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
*                    
*                   Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
Как успешно пройти

период адаптации ребенка

к детскому саду.

           Адаптационный период - серьезное испытание для малышей 1-3 года жизни. Вызванные  адаптацией стрессовые    реакции
 надолго нарушают эмоциональное состояние малыша.
Поэтому мы рекомендуем:
·       Привести домашний режим в соответствие с режимом дня группы детского сада, в которую будет ходить ребенок.
·       Познакомиться с меню детского сада и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда.
·       Обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки; одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься на горшок. Одежда обязательно должна быть удобна для ребенка данного возраста, оптимальный вариант: брючки или шорты без застежек и лямок.
·       Расширяйте "социальный горизонт" ребенка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к товарищам, оставаться ночевать у бабушки, гулять по городу и т.д. Имея такой опыт, ребенок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми.
·       Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите, ребенку, что Вы его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее и эмоционально положительно родители будут относиться к такому важному событию, как посещение ребенком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации. Избегайте обсуждения при ребенке волнующих Вас проблем, связанных с детским садом.
·       В первый день лучше придти на прогулку, так как на прогулке (в игре) малышу проще найти себе друзей, познакомиться с воспитателем. В детский сад можно брать с собой любимую игрушку.
·       Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день. Первые недели посещения детского сада должны быть ограничены 3-4 часами, позже можно оставить малыша до обеда, в конце месяца (если это рекомендует воспитатель) приводить малыша на целый день.

Правила поведения взрослых
в период адаптации
·        В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.
·        Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу.
·        В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка.
·       Постоянно обращайте внимание на отклонения в поведении и здоровье малыша.
·        Не отучайте от вредных привычек в период адаптации.
·        Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье.
·  Одевайте ребенка в сад опрятно, в соответствии с температурой воздуха в группе.
·        Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами.
·         Будьте терпимее к капризам.
·        Не наказывайте, «не пугайте» детским садом, забирайте  вовремя.
·       Когда ребенок привыкнет к новым условиям, не принимайте его слез при расставании всерьез – это может быть вызвано просто плохим настроением.

                                             Подготовила педагог - психолог Токарева Е.Н.


воскресенье, 15 сентября 2013 г.


РЕБЕНОК РАННЕГО ВОЗРАСТА

Ранний возраст — особый период развития ребенка. Как правильно создать для него развивающую среду, как вести себя с ребенком, чтобы содействовать развитию его речи, мышления, координации?
Ведущий вид деятельности ребенка младше трех лет — предметно-игровой. Игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, соотношению частей, являются прекрасным средством развития маленьких детей. Основная задача взрослого здесь состоит в том, чтобы с помощью таких игрушек обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить подбирать их по сходству и различию. Поэтому игрушки не только обогащают чувственный опыт малышей, но и учат мыслить. В таких практических действиях, как соединение, разъединение, нанизывание предметов, развиваются различные мыслительные операции.
Дидактические игрушки развивают мелкую моторику, вызывают у детей желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия. Кроме того, игры с предметами учат ребенка запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны взрослым, т.е. развивают память и воображение. Сенсорное развитие детей — основа познания мира.
Для ребенка до 3-х лет крайне необходимы:
— игрушки для нанизывания предметов различных форм (разнообразные пирамидки);
— игрушки для проталкивания предметов различных форм в соответствующие отверстия;
— игрушки, которые можно катать;
— образные игрушки с застегивающимися и прилипающими элементами (пуговицами,
      шнуровками, кнопками, липучками, молнией);
— игрушки разной величины, формы, цвета для сравнения предметов, раскладывания фигур.    
     Эту роль прекрасно выполняют народные игрушки (матрешки, яйца, бочонки и др.).
Кроме того, необходимы разнообразные сюжетные игрушки (куклы, машины, животные, предметы быта и др.).
Особое значение для развития малыша имеют подвижные игры. С самого момента рождения ребенок стремится к движению. Он познает мир, ползая, лазая, карабкаясь, бегая и т.д. Использование в повседневной жизни подвижных игр создает условия для того, чтобы ребенок научился владеть своим телом, его движения стали красивыми и, главное, уверенными. Подвижные игры — хорошая профилактика плоскостопия, нарушений осанки и других заболеваний, которые часто встречаются в детском возрасте и вызваны недостатком двигательной активности.
Кроме того, подвижная игра — источник радости, одно из лучших средств общения взрослого с ребенком. В подвижных играх часто используются фольклорные мотивы и яркие образы, которые стимулируют детскую фантазию, способствуют формированию речи и в конечном итоге становлению личности ребенка.
Особое внимание хочется обратить на развитие речи. Для того чтобы оно проходило правильно, с ребенком нужно постоянно общаться, начиная с самого раннего младенческого возраста, когда, казалось бы, кроха еще ничего не понимает. В этом, пока еще пассивном, восприятии закладывается основа для будущего активного словотворчества. И позже, когда малыш подрастет и освоит элементарную речь, взрослые по-прежнему должны все время общаться с ним. Если же взрослые мало говорят с ребенком и их речь по большей части состоит из запрещений и указаний, развитие ребенка замедляется. И наоборот, если у взрослых слишком высокие требования к языковым возможностям ребенка, и они постоянно поправляют ошибки в его речи, то это тоже может негативно сказаться на его речевом развитии.
Поэтому:
■  Разговаривайте с ребенком о том, что вы делаете с ним вместе, о том, что он видит и слышит
     вокруг, о ваших планах на сегодняшний день.
■  Давайте малышу простые указания, повторяя простые предложения.
■  Помогайте ребенку расширять словарный запас и усваивать новые речевые конструкции, для  
    чего читайте и рассматривайте вместе с ним книжки с картинками, побуждая повторять
    прочитанное или рассказанное.
■ Будьте хорошим слушателем. Дайте ребенку время договорить то, что он хотел сказать.  
Постарайтесь не перебивать его, поправляя произношение и порядок слов. Если малыш постоянно будет слышать грамотную речь взрослых, в конце концов, он и сам научится правильно произносить слова и строить предложения. Обязательно смотрите на ребенка, когда он говорит с вами. Тем самым вы показываете, что обращаете на него внимание и что его слова для вас не безразличны.
Что бы вы ни делали вместе с ребенком, самое главное — это доброжелательное общение с ним. В общении вы не только даете своему малышу какие-либо знания, умения и навыки, но и чувство психологической защищенности, доверия.
Поэтому:
■  Необходимо обращать внимание не только на свои слова, но и на интонацию, мимику, жесты,
     позу. Ваше лицо должно быть приветливо, улыбайтесь во время общения с ребенком.
■  Обращая внимание на ошибки ребенка, делайте это тактично. Пусть недостатки выглядят
     легко исправимыми, а новые задачи — доступными и интересными.
■  Хвалите ребенка за его скромные успехи, но будьте при этом искренни, так как
    перехваливание тоже имеет свои негативные стороны.
■  Старайтесь не давать малышу приказаний. Лучше посоветоваться, договориться с ним.
■  Не стоит бранить ребенка, обещать наказать его. Лучше научить или вместе с ним исправить
     ситуацию.
■  Никогда не сравнивайте детей, каждый из них развивается индивидуально.
От всего сердца желаем вам радостного общения с малышом!

                       Подготовила педагог-психолог Токарева Е.Н.

вторник, 4 июня 2013 г.

ОСТОРОЖНО — ДЕТИ!
ВНИМАНИЕ — МАШИНЫ!

Учимся, играя

С раннего возраста детей нужно обучать всем тонкостям поведения на улице и особенное внимание уделять правилам дорожного движения. Но как сделать, чтобы малышам нравилось учиться, чтобы они легко усваивали важную информацию и умели ею пользоваться? Вывод напрашивается сам собой — надо превратить процесс обучения в игру. И в некоторых семьях это практикуется!

Чего делать не стоит

I  Не надо ругать ребенка, если он в очередной раз забыл, на какой свет переходить улицу или с какой стороны обходить автобус. Просто повторите эту важную информацию еще раз, спокойно, не нервничая. От вашей резкости у малыша в памяти останется неприятный осадок, и в результате ему будет неприятно говорить о машинах, разумном поведении пешехода и т. д. Повзрослев, он станет отмахиваться от ваших замечаний. И все это — из-за вашей несдержанности! Не допускайте этого.

G  Не шутите при ребенке на тему неопытных или пьяных водителей, не смейтесь над глупостью пешеходов, не рассказывайте «автомобильных» анекдотов и не идеализируйте гонщиков-лихачей. Помните о том, что маленькие дети воспринимают все буквально, в силу своей наивности они еще не могут понять юмор. И поэтому, когда разговор заходит на такую важную тему, как правила дорожного движения, твердо расставляйте акценты: пусть ваш ребенок четко понимает, что хорошо, а что плохо, ему это важно. Ведь у малыша в голове должна сложиться определенная, точная картина мира, не искажайте ее.

F Не оставляйте без ответа любые, даже самые глупые вопросы, так или иначе связанные с дорогой, вождением, пешеходами, авариями и т. д. Это очень важная тема, поэтому не ленитесь потратить свое время. Ведь сейчас ребенок спрашивает у вас о том, что его волнует и интересует. Если вам будет некогда, завтра найдутся друзья-умники, которые научат его всему тому, от чего вы хотите его уберечь!