вторник, 4 июня 2013 г.

ОСТОРОЖНО — ДЕТИ!
ВНИМАНИЕ — МАШИНЫ!

Учимся, играя

С раннего возраста детей нужно обучать всем тонкостям поведения на улице и особенное внимание уделять правилам дорожного движения. Но как сделать, чтобы малышам нравилось учиться, чтобы они легко усваивали важную информацию и умели ею пользоваться? Вывод напрашивается сам собой — надо превратить процесс обучения в игру. И в некоторых семьях это практикуется!

Чего делать не стоит

I  Не надо ругать ребенка, если он в очередной раз забыл, на какой свет переходить улицу или с какой стороны обходить автобус. Просто повторите эту важную информацию еще раз, спокойно, не нервничая. От вашей резкости у малыша в памяти останется неприятный осадок, и в результате ему будет неприятно говорить о машинах, разумном поведении пешехода и т. д. Повзрослев, он станет отмахиваться от ваших замечаний. И все это — из-за вашей несдержанности! Не допускайте этого.

G  Не шутите при ребенке на тему неопытных или пьяных водителей, не смейтесь над глупостью пешеходов, не рассказывайте «автомобильных» анекдотов и не идеализируйте гонщиков-лихачей. Помните о том, что маленькие дети воспринимают все буквально, в силу своей наивности они еще не могут понять юмор. И поэтому, когда разговор заходит на такую важную тему, как правила дорожного движения, твердо расставляйте акценты: пусть ваш ребенок четко понимает, что хорошо, а что плохо, ему это важно. Ведь у малыша в голове должна сложиться определенная, точная картина мира, не искажайте ее.

F Не оставляйте без ответа любые, даже самые глупые вопросы, так или иначе связанные с дорогой, вождением, пешеходами, авариями и т. д. Это очень важная тема, поэтому не ленитесь потратить свое время. Ведь сейчас ребенок спрашивает у вас о том, что его волнует и интересует. Если вам будет некогда, завтра найдутся друзья-умники, которые научат его всему тому, от чего вы хотите его уберечь!


понедельник, 6 мая 2013 г.

Возрастные
особенности детей
5-6 лет:
Развитие личности:

- появляется произвольность психических процессов;
- способность управлять своим поведением;
- меняется представление ребенка о себе (образ Я);
- сверстники приобретают серьезное значение для ребенка;
- в игровой деятельности: распределение ролей до начала игры, игровое взаимодействие сопровождается речью;
Развитие психических процессов:

- восприятие: совершенствуется восприятие цвета, формы и величины; 
- внимание: увеличивается устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости; увеличивается объем;
- память: начинает формироваться произвольная память;
- мышление:  продолжает развиваться образное мышление; дети способны решать задачу не только в наглядном плане, но и в уме; совершенствуется способность к обобщению;
- воображение: расцвет фантазии, особенно ярко проявляющееся в игре;  
- речь: совершенствуется звуковая сторона речи, фонематический слух, интонационная выразительность, грамматический строй; активно словотворчество; богаче становится лексика и развивается связная речь.  

четверг, 18 апреля 2013 г.

Возрастные
особенности детей 6-7 лет:
Развитие личности:
- появление внутреннего плана действий (способность оперировать различными представлениями в уме);
- развитие рефлексии – способность осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, переживаниях и т.д.;
- усвоение нравственных норм (формируется сочувствие, заботливость и т.д.);
- появляется устойчивость самооценки;
- ведущая потребность – общение, ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра;
- игровые действия становятся более сложными, игровое пространство усложняется.
Развитие психических процессов:
- внимание: увеличивается устойчивость внимания (20-25 минут), развивается способность к его распределению и переключаемости; увеличивается объем;
- память: произвольная память; использование приемов запоминания (классификация и группировка);
- мышление: наглядно-образное (к концу года начинает формироваться словесно-логическое); начинается развитие понятий; появляется умение устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций;  
- воображение: активизация функции творческого воображения;    
- речь: продолжают совершенствоваться звуковая сторона речи, фонематический слух, интонационная выразительность, грамматический строй; активно словотворчество; богаче становится лексика и развивается связная речь.  

Основные компоненты психологической готовности к школе:

- личностная готовность: готовность к принятию новой социальной позиции школьника;
- мотивационная готовность: ребенок хочет учиться потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей и познавательная потребность.
- интеллектуальная готовность: дифференцированное восприятие, концентрация внимания, аналитическое мышление, возможность логического запоминания, развитее тонких движений руки и сенсомоторную координацию.

четверг, 21 марта 2013 г.

Возрастные
особенности детей
4-5 лет:
Развитие личности:
- продолжает развиваться самосознание;
- ребенок способен размышлять, не опираясь на непосредственный опыт;
- отношение к сверстникам носит не очень дифференцированный характер;
- стремление к самостоятельности;
- в игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия.
                              Развитие психических процессов:
- восприятие: ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов (измерение, сравнение, прикладывание и т.д.); формируются представления об основных геометрических фигурах, цветах спектра, параметрах величины, пространстве (далеко, близко и т.д.), времени (утро, день и т.д.), об особых свойствах предметов и явлений (звук, вкус, запах и т.д.);
- внимание: увеличивается устойчивость внимания (сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут);
- память: формируются процессы сначала произвольного припоминания, а затем и преднамеренного запоминания; возрастает объем памяти (7-8 предметов);
- мышление:  начинает развиваться образное мышление; развивается предвосхищение (дети уже могут предположить, что произойдет дальше); обобщение по двум признакам;
- воображение: формируются такие особенности как оригинальность и произвольность;
- речь: улучшается звукопроизношение, речь становится активной; развивается грамматическая сторона речи, словотворчество; обогащается словарь.

 

понедельник, 11 марта 2013 г.

Возрастные особенности детей

Возрастные
особенности детей
3-4 лет:
Развитие личности:

- формирование самосознания или его элементов; 
- кризис 3-х лет;
- формирование преднамеренности, произвольности дей­ствий, то есть подчинение их определенному образцу;
- бурное развитие игровой деятельно
- ярко выраженное стремление к самостоятельности

Развитие психических процессов:

- восприятие: носит предметный характер, ребенок видит наиболее яркие признаки предмета («трава зеленая», «лимон кислый» и т.д.);
- внимание: способность детей управлять своим вниманием очень невелика (внимание носит в основном непроизвольный характер);
- память: непроизвольная, преобладают процессы узнавания. Ребенок хорошо запоминает все то, что представляет для него жизненный интерес, сильный эмоциональный отклик. Хорошо развита двигательная память;
- мышление: наглядно-действенное, элементарные обобщения («это игрушки», «это фрукты» и т.д.);
- воображение: развито слабо, проявляется, в основном в игровой деятельности;
- речь: продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развернутой; словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов.

 

вторник, 19 февраля 2013 г.

Как снять напряжение у ребенка после дня в детском саду .


 Наиболее распространенный источник напряжения - это публичность, присутствие большого количества чужих людей вокруг. Поэтому хорошо, если после дня в детском саду ребенок имеет возможность уединиться, побыть в отдельной комнате, за ширмой, в кукольном уголке и т.д.

Не надо слишком назойливо расспрашивать его о том, что происходило - он вспомнит и расскажет сам, когда отдохнет.

Ребенок может соскучиться и по родителям - поэтому не следует, приведя его домой, сразу же бросаться к выполнению домашних дел. Пусть он посидит на коленях у взрослого, пусть расслабится от прикосновений.

Не пожалейте немного времени для того, чтобы побыть с ним вдвоем, почитать или поиграть.

Постарайтесь не слишком спешить, забирая ребенка домой - небольшой круг, совершенный по окрестным дворам, позволит ему перейти на вечерний режим, перестроиться с детского сада на домашнюю обстановку.

Будет лучше при этом, если вы не будете сопровождать это беседой с кем-либо из приятельниц или родителей других детей - как правило, дети очень ценят прогулки вдвоем.

Если ребенку предстоят дополнительные занятия, то следует иметь в виду, что спортивные скорее способствуют перевозбуждению, а расслабляют занятия в спокойном ритме типа рукоделия, моделирования и другого ручного труда.

Музыкальная школа - это тоже большая нагрузка для ребенка, склонного к перевозбуждению.

А лучше всего понаблюдать за собственным ребенком - к чему он инстинктивно стремится, возвращаясь домой (будь то музыка, домашние животные, аквариум, брат или сестра, книги) - то и является для него источником стихийной психотерапии.