среда, 7 февраля 2018 г.

Консультация для родителей.Развитие речи.



Консультация
«Развитие речи и мышления у детей раннего возраста                                                                                                                                                                                                      
Развитие речи и мышления – один из важнейших разделов педагогики раннего детства, направленный на умственное развитие ребенка, которому предстоит жить в XXI веке, в третьем тысячелетии.
 Мы должны обеспечить ребенку возможности для овладения технологиями, базирующимися на новейших достижениях науки и рассчитанными на развитый человеческий интеллект.
Не случайно в последние десятилетия во всем научном мире появился особый интерес к раннему периоду жизни ребенка.
Особый интерес представляет интеллектуальное и познавательное развитие маленьких детей.
Вспомним, что они овладевают речью за какие – нибудь 2 – 3 года.
В год ребенок произносит примерно 10 слов, в 2 года – 300 – 400, а к 3 годам в его активном словаре уже 1500 и более слов.
Ребенок познает грамматический строй языка, от простых предложений переходя к сложным, в том числе к сложноподчиненным.
 Он употребляет слова, обозначающие не только предметы и действия, но и признаки предметов, их количество и т.д. Было бы ошибкой предполагать, что все это приходит к ребенку спонтанно, само собой.
Чтобы он развивался, необходимо общение со взрослым, который способствует формированию речи, развитию познавательной активности.
Усилия взрослого попадают на благодатную почву, потому что именно в ранние годы происходит интенсивное развитие мозга, т.е увеличение мозгового вещества. Такого не будет ни в один последующий период жизни. Именно поэтому ранний возраст – важнейший стартовый период жизни человека.
Педагогика раннего детства требует специальных знаний, методов и подходов, необходимых для реализации задач развития и воспитания самых маленьких и основанных на их возрастных возможностях. Необходимо знать, что в первые годы жизни ребенок живет по особым психическим законам и познание окружающего мира, развитие речи, формирование мышления имеют свои специфические особенности.
Какова связь между развитием речи и мышления ребенка?
Каждый из нас встречал детей смышленых, но еще плохо говорящих. Действительно, в раннем возрасте, на 2 – 3 году жизни, наблюдаются большие индивидуальные различия в освоении речи: одни начинают говорить рано, при этом четко произносят слова; другие хорошо понимают речь, но сами говорят мало. Постепенно – в процессе роста ребенка и его развития – эти различия сглаживаются.
 Свою роль играют и специальные занятия по развитию речи.

Речь – это деятельность в процессе которой люди общаются друг с другом, при посредстве родного языка.
Важно различать понимание речи (пассивный словарь) и произношение слов – активная речь (активный словарь). Понимание речи приходит раньше активного ее освоения. Пассивный словарь, значительно шире, чем активный.
Задачами первых лет жизни являются, во – первых, расширение понимания речи  взрослых и, во – вторых, формирование активного словаря ребенка.
Это важно, потому что в процессе речевого общения ребенок, как и взрослый, обогащает свои знания не только путем индивидуального практического опыта, но и путем усвоения общественного опыта, накопленного многими поколениями.
Речь не только служит познанию, но и является необходимым средством, орудием человеческого мышления. Человек мыслит словами, произнося их громко или про себя (внешняя и внутренняя речь). Вместе с тем речь и мышление – не одно и то же, потому что мышление – отражение в мозгу предметов и явлений в их закономерных связях и отношениях.
Нельзя ставить знак равенства между умением говорить и умственным развитием ребенка, но речь тем не менее имеет приятное отношение к развитию мышления.
Какая между ними связь?
Каждое слово – это речевой знак.
Ребенок очень рано понимает, что все можно обозначить словом. И, произнося сакраментальное «это что?» требует, чтобы взрослые называли все, что он видит вокруг: предметы, их признаки, действия с ними. Итак, в слове заложено знаковое обозначение всего окружающего. С помощью речи в мышлении формируются понятия, являющиеся единицами мыслительного процесса.
Ко всему этому ребенок начинает приобщаться уже с первых лет жизни, постепенно овладевая речью и определенным типом мышления: вначале, как уже говорилось, наглядно – действенным (раннее детство), затем образным (дошкольное детство) и, наконец, логическим (школьное детство). Овладение обобщениями по существенным признакам на 2 – 3 году жизни является необходимым условием развития мышления и интеллектуальной компетентности этого возраста.
Как правило, к 3 годам в речи ребенка уже представлены основные грамматические категории.Начало же формирования речевого мышления закладывается в раннем возрасте.
Вот почему и педагогам, и родителям очень важно не оставлять
без внимания развитие речевых навыков у детей, являющихся основой развития их мышления и интеллекта.
Поэтому понятна необходимость специальных занятий, которые следует проводить в детском саду, и в семье.
На 3 – ем году жизни ребенка начинается, как уже говорилось выше, сензетивный период, благоприятный для развития речи. И это время нельзя упустить.
 Необходимо особое внимание уделять развитию активного словаря, т.е побуждать ребенка выражать свои мысли словами.
Как это делать? На что обратить внимание?
Прежде всего следует продолжать развивать способность понимать речь окружающих, расширять ориентировку ребенка в окружающем, воспитывать внимание и интерес к явлениям природы и разнообразным предметам, учить находить их изображения на картинках и обозначать словом.
Это способствует формированию первичных представлений об окружающем, установлению простейших связей между предметами и явлениями.
Кроме того, необходимо активизировать словарь ребенка, для чего следует учить его повторять названия предметов, их изображений на картинках, действий и качеств, а также назначения предметов.
Необходимо развивать разговорную речь ребенка: использовать любые поводы для разговора с ним, побуждать его к высказыванию своих мыслей, своего мнения; учить отвечать на вопросы.
Обращаться с вопросами к взрослому; поддерживать желание общаться со сверстниками.
Следует учить выражать мысли, строя предложения из 2 – 3 слов.
Необходимо также совершенствовать грамматическую структуру речи: побуждать ребенка использовать в предложениях разные части речи, правильно употреблять имена существительные, глаголы (их разные формы).

понедельник, 3 февраля 2014 г.

Родителям будущих первоклассников




 Психология первоклассника. Какой у Вашего ребенка темперамент?


Уважаемые родители нынешних и будущих первоклассников!
Вопрос о темпераменте вашего ребёнка интересует многих из Вас. Ведь в зависимости от этого можно помочь малышу лучше учиться, легче адаптироваться к окружающей его действительности, научить общаться с другими детьми.

По указанным ниже признакам попробуем определить темперамент вашего ребёнка.

      Итак, сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный. Быстро приспосабливается к изменяющимся условиям жизни, энергичный, легко преодолевает трудности и находит общий язык с окружающими, часто претендует на лидерство. Оптимист, однако, поддаётся внушению, может попасть под нежелательное влияние. Если занятие нравится, работает быстро и увлечённо. В противном случае относится к делу безразлично, становится скучным и вялым. Живая мимика и выразительные движения. По его лицу легко угадать, каково его настроение, каково его отношение к предмету или человеку.
     Флегматик – внешне весьма инертный. Реагирует на всё медленно, спокойно, не сразу адаптируется ко всякого рода изменениям, его часто приходится поторапливать. В то же время в работе может быть весьма упорным, способен даже проявлять упрямство. Обладает чувством ответственности, быстро приучается к самодисциплине. Старается не проявлять своих эмоций. Такого ребёнка трудно рассмешить, разгневать или опечалить. Когда все вокруг смеются по какому-либо поводу, он остаётся невозмутимым, точно так же, когда речь идёт о неприятностях. На лице его не прочтёшь тех чувств, которые он испытывает. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием, но с трудом переключает внимание с одного вида работы на другой, тяжело приспосабливается к новой обстановке.
    Холерик – отличается импульсивностью поведения, бывает вспыльчив, несдержан. Склонен к резким сменам настроения, болезненно реагирует на замечания, может вести себя агрессивно в конфликтных ситуациях. При выполнении работы нетерпелив, стремится к лидерству, нередко бывает упрям, готов во что бы то ни стало отстаивать свою независимость. С трудом переносит бездействие, не любит выполнять однообразную работу.
    Меланхолик - медленно адаптируется к новым условиям, пассивен, сильно переживает неудачи и жизненные невзгоды, легко раним и обидчив. Незначительный повод может вызвать слёзы на глазах. Мимика и движения невыразительны, голос тихий. Редко смеётся во весь голос. Неуверен в себе, робок, быстро устаёт. Даже незначительные трудности способны лишить его уверенности.

Познакомившись с этими характеристиками, Вы, наверное, уже узнали своего малыша. Но не исключено, что ваш ребёнок соответствует сразу двум определениям. Это неудивительно. Чаще всего у человека сочетаются разные черты, хотя преобладает какой-нибудь один тип, имеющий свои положительные и отрицательные стороны. Есть определённая опасность развития нежелательных свойств темперамента: у флегматика – вялости, безучастности к окружающему, у холерика – несдержанности, резкости, у меланхолика – замкнутости, неуверенности, застенчивости, у сангвиника – распылённости. Помня, что любое свойство темперамента имеет свои плюсы и минусы, надо, опираясь на положительные стороны, смягчать отрицательные.

Подготовила педагог-психолог Токарева Е.Н.

понедельник, 27 января 2014 г.


Что должен знать ребенок, который собирается в школу

1.Правильно называть более широкий круг пред-метов домашнего обихода, некоторые их призна-ки: цвет, величину, назначение предмета, груп-пировать предметы по их признакам.
2.Знать обобщающие слова (овощи, фрукты, посуда, одежда, обувь, деревья).
3.Правильно называть предметы и их части.
4.Пользоваться словами, выражающими разные смысловые оттенки (ель – елочка, ком - комочек).
5.Правильно называть разговорные действия, свя-занные с трудом (готовит, метет).
6.Учитывать характер действия (скачет, подкрады-вается).
7.Определять величину, форму и цвет предмета (высокий, низкий, круглый, голубой).
8.Говорить предложениями, состоящими из нес-кольких слов.
9.Ориентироваться в направлениях.
10.Уметь составлять по картинке рассказы не ко-роче, чем из 5 предложений.
11.Уметь рассказать наизусть несколько стихотворе-ний.
12.Читать по слогам или целыми словами.


                 Подготовила педагог-психолог Токарева Е.Н.

пятница, 17 января 2014 г.


Кризис семи лет

Возрастные кризисы – переходные этапы от одного во-зраста к другому. Психическое развитие осуществляется посредством смены стабильных и критических возрас-тов.
Кризис семи лет – соединительное звено между до-школьным и школьным возрастом.
Ребенок прощается с детским садом, и вот он на поро-ге еще одной ступеньки детства, впереди новая, школь-ная жизнь. Там он уже не будет «малышом», потому что становится взрослым! Однако, чтобы успешно подняться по этой лестнице взросления, ребенок должен многое уметь и, прежде всего, быть готовым к тому, чтобы учиться в школе. В психологии есть термин «школьная зрелость», т.е. ребенок должен «созреть», чтобы успеш-но преодолеть кризис семи лет, выдержать нагрузки школы, ее мир требований, отношений со сверстниками и учителями, изменение отношений между ним и Вами.
Каковы предпосылки успешной адаптации к школе?
1. Умственная, интеллектуальная готовность.
К 6-ти годам ребенок должен иметь элементарные по-знания об окружающей действительности, о пространст-ве, времени, живой и неживой природе. Он должен уметь обобщать, классифицировать, выделять главное, второстепенное. У малыша появляется жажда знаний, игры и развлечения уходят на второй план, усиливается любознательность (ребенок задает вопросы больше фи-лософские или касающиеся определенных наук, чем жи-тейские). Ребенок уже интересуется не только конечным результатом проделанной работы, но и способами ее выполнения, умеет сам оценивать свою работу.
2. Эмоционально-социальная (личностная) готовность.
Чтобы успешно заниматься в школе, ребенок должен быть готовым к роли ученика, который имеет свои права и обязанности. Это умение владеть собой и подчинять свои желания необходимости – ребенок постепенно теряет свою трогательную непосредственность. Боль-шое значение имеет умение налаживать контакт со све-рстниками, умение уступать и защищаться, подчиняться общим правилам и отстаивать свое мнение. У ребенка должна быть эмоциональная независимость, которая развивается (или угнетается) с Вашей помощью. Гото-вым к школьному обучению считается ребенок, которого школа привлекает не только внешней стороной (тетра-ди, учебники, красивый ранец), но и возможностью полу-чить новые знания, обрести друзей.
Если уровень школьной зрелости высок, кризис семи лет (на который наслаивается и адаптация к новой жи-зни), пройдет гладко, его признаки быстро (в течении 3 – 4 месяцев) пройдут без негативных последствий. Но ЕС-ли ребенок еще «не дорос» до школы лучше повре-менить, иначе кризис будет проходить бурно, оставляя последствия на всю жизнь.
Признаки кризиса
Повышенная утомляемость, раздражительность, вспы-шки гнева, замкнутость, плохая успеваемость, агрессив-ность или, наоборот, излишняя застенчивость, повышен-ная тревожность (ребенок играет роль шута среди свер-стников, выбирает в друзья старших детей, заискивает перед воспитателями, учителями, старается им угодить, чрезмерно вежлив), низкая самооценка.
Возможные неблагоприятные последствия
Нежелание учиться, посещать школу; низкая успевае-мость; проблемы в общении со сверстниками; закреп-ленная высокая тревожность в сочетании с неадекват-ной самооценкой; может развиться невроз, который необходимо лечить с помощью психолога, психиатра.
Советы родителям
v Главный совет – будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его. Залог успеха – доброжелательные и открытые отношения в семье. Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и не привела еще к негативным последствиям

v Создайте условия для развития интеллекта (игры, развивающие игры и упражнения, познавательные книги), речи (чтение сказок, стихов, беседы).

v Поощряйте общение со сверстниками.

v Учите ребенка управлять эмоциями (на примере своего поведения; есть специальные игры и упражнения).

v Следите за состоянием здоровья (больной, ослабленный ребенок хуже воспринимает новую информацию, не идет на контакт с окружающими).

v Психологически готовьте к школе: расскажите, что ему предстоит (с положительной окраской), какие могут быть сложности и как можно с ними справиться, проведите экскурсию по школе.

v Реально оцените возможности ребенка. При среднем уровне интеллекта, при наличии тяжелых родовых травм, ослабленности не стоит записывать малыша в спец.класс с повышенной нагрузкой; параллельно со школой водить в секции (повремените полгода).


Подготовила педагог-психолог Токарева Е.Н.