воскресенье, 2 марта 2014 г.
понедельник, 3 февраля 2014 г.
Родителям будущих первоклассников
Психология первоклассника. Какой у Вашего ребенка темперамент?
Уважаемые родители нынешних и будущих
первоклассников!
Вопрос о темпераменте вашего ребёнка интересует многих из Вас. Ведь в зависимости от этого можно помочь малышу лучше учиться, легче адаптироваться к окружающей его действительности, научить общаться с другими детьми.
Вопрос о темпераменте вашего ребёнка интересует многих из Вас. Ведь в зависимости от этого можно помочь малышу лучше учиться, легче адаптироваться к окружающей его действительности, научить общаться с другими детьми.
По указанным ниже признакам попробуем определить
темперамент вашего ребёнка.
Итак, сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный. Быстро приспосабливается
к изменяющимся условиям жизни, энергичный, легко преодолевает трудности и
находит общий язык с окружающими, часто претендует на лидерство. Оптимист, однако,
поддаётся внушению, может попасть под нежелательное влияние. Если занятие
нравится, работает быстро и увлечённо. В противном случае относится к делу
безразлично, становится скучным и вялым. Живая мимика и выразительные движения.
По его лицу легко угадать, каково его настроение, каково его отношение к
предмету или человеку.
Флегматик – внешне весьма инертный. Реагирует на всё медленно, спокойно,
не сразу адаптируется ко всякого рода изменениям, его часто приходится
поторапливать. В то же время в работе может быть весьма упорным, способен даже
проявлять упрямство. Обладает чувством ответственности, быстро приучается к
самодисциплине. Старается не проявлять своих эмоций. Такого ребёнка трудно
рассмешить, разгневать или опечалить. Когда все вокруг смеются по какому-либо
поводу, он остаётся невозмутимым, точно так же, когда речь идёт о
неприятностях. На лице его не прочтёшь тех чувств, которые он испытывает.
Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием, но с трудом переключает
внимание с одного вида работы на другой, тяжело приспосабливается к новой
обстановке.
Холерик – отличается импульсивностью поведения, бывает вспыльчив, несдержан.
Склонен к резким сменам настроения, болезненно реагирует на замечания, может
вести себя агрессивно в конфликтных ситуациях. При выполнении работы
нетерпелив, стремится к лидерству, нередко бывает упрям, готов во что бы то ни
стало отстаивать свою независимость. С трудом переносит бездействие, не любит
выполнять однообразную работу.
Меланхолик - медленно адаптируется к новым условиям, пассивен, сильно
переживает неудачи и жизненные невзгоды, легко раним и обидчив. Незначительный
повод может вызвать слёзы на глазах. Мимика и движения невыразительны, голос
тихий. Редко смеётся во весь голос. Неуверен в себе, робок, быстро устаёт. Даже
незначительные трудности способны лишить его уверенности.
Познакомившись с этими характеристиками, Вы, наверное, уже
узнали своего малыша. Но не исключено, что ваш ребёнок соответствует сразу двум
определениям. Это неудивительно. Чаще всего у человека сочетаются разные черты,
хотя преобладает какой-нибудь один тип, имеющий свои положительные и
отрицательные стороны. Есть определённая опасность развития нежелательных
свойств темперамента: у флегматика – вялости, безучастности к окружающему, у
холерика – несдержанности, резкости, у меланхолика – замкнутости,
неуверенности, застенчивости, у сангвиника – распылённости. Помня, что любое
свойство темперамента имеет свои плюсы и минусы, надо, опираясь на
положительные стороны, смягчать отрицательные.
Подготовила педагог-психолог Токарева Е.Н.
понедельник, 27 января 2014 г.
Что должен знать ребенок, который собирается в
школу
1.Правильно
называть более широкий круг пред-метов домашнего обихода, некоторые их призна-ки:
цвет, величину, назначение предмета, груп-пировать предметы по их признакам.
2.Знать
обобщающие слова (овощи, фрукты, посуда, одежда, обувь, деревья).
3.Правильно
называть предметы и их части.
4.Пользоваться
словами, выражающими разные смысловые оттенки (ель – елочка, ком - комочек).
5.Правильно
называть разговорные действия, свя-занные с трудом (готовит, метет).
6.Учитывать
характер действия (скачет, подкрады-вается).
7.Определять
величину, форму и цвет предмета (высокий, низкий, круглый, голубой).
8.Говорить
предложениями, состоящими из нес-кольких слов.
9.Ориентироваться
в направлениях.
10.Уметь
составлять по картинке рассказы не ко-роче, чем из 5 предложений.
11.Уметь
рассказать наизусть несколько стихотворе-ний.
12.Читать по
слогам или целыми словами.
Подготовила педагог-психолог Токарева Е.Н.
пятница, 17 января 2014 г.
Кризис семи лет
Возрастные кризисы – переходные этапы
от одного во-зраста к другому. Психическое развитие осуществляется посредством
смены стабильных и критических возрас-тов.
Кризис
семи лет
– соединительное звено между до-школьным и школьным возрастом.
Ребенок прощается с детским садом, и вот он
на поро-ге еще одной ступеньки детства, впереди новая, школь-ная жизнь. Там он
уже не будет «малышом», потому что становится взрослым! Однако, чтобы успешно
подняться по этой лестнице взросления, ребенок должен многое уметь и, прежде
всего, быть готовым к тому, чтобы учиться в школе. В психологии есть термин
«школьная зрелость», т.е. ребенок должен «созреть», чтобы успеш-но преодолеть
кризис семи лет, выдержать нагрузки школы, ее мир требований, отношений со
сверстниками и учителями, изменение отношений между ним и Вами.
Каковы
предпосылки успешной адаптации к школе?
1.
Умственная,
интеллектуальная готовность.
К 6-ти годам ребенок должен иметь
элементарные по-знания об окружающей действительности, о пространст-ве,
времени, живой и неживой природе. Он должен уметь обобщать, классифицировать,
выделять главное, второстепенное. У малыша появляется жажда знаний, игры и
развлечения уходят на второй план, усиливается любознательность (ребенок задает
вопросы больше фи-лософские или касающиеся определенных наук, чем жи-тейские).
Ребенок уже интересуется не только конечным результатом проделанной работы, но
и способами ее выполнения, умеет сам оценивать свою работу.
2.
Эмоционально-социальная
(личностная) готовность.
Чтобы успешно заниматься в школе, ребенок
должен быть готовым к роли ученика, который имеет свои права и обязанности. Это
умение владеть собой и подчинять свои желания необходимости – ребенок
постепенно теряет свою трогательную непосредственность. Боль-шое значение имеет
умение налаживать контакт со све-рстниками, умение уступать и защищаться, подчиняться
общим правилам и отстаивать свое мнение. У ребенка должна быть эмоциональная
независимость, которая развивается (или угнетается) с Вашей помощью. Гото-вым к
школьному обучению считается ребенок, которого школа привлекает не только
внешней стороной (тетра-ди, учебники, красивый ранец), но и возможностью полу-чить
новые знания, обрести друзей.
Если уровень школьной зрелости высок, кризис
семи лет (на который наслаивается и адаптация к новой жи-зни), пройдет гладко,
его признаки быстро (в течении 3 – 4 месяцев) пройдут без негативных
последствий. Но ЕС-ли ребенок еще «не дорос» до школы лучше повре-менить, иначе
кризис будет проходить бурно, оставляя последствия на всю жизнь.
Признаки
кризиса
Повышенная утомляемость, раздражительность,
вспы-шки гнева, замкнутость, плохая успеваемость, агрессив-ность или, наоборот,
излишняя застенчивость, повышен-ная тревожность (ребенок играет роль шута среди
свер-стников, выбирает в друзья старших детей, заискивает перед воспитателями,
учителями, старается им угодить, чрезмерно вежлив), низкая самооценка.
Возможные
неблагоприятные последствия
Нежелание учиться, посещать школу; низкая
успевае-мость; проблемы в общении со сверстниками; закреп-ленная высокая
тревожность в сочетании с неадекват-ной самооценкой; может развиться невроз,
который необходимо лечить с помощью психолога, психиатра.
Советы
родителям
v Главный совет –
будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у
него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребенка,
выслушать и ободрить его. Залог успеха – доброжелательные и открытые отношения
в семье. Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и не привела
еще к негативным последствиям
v Создайте условия для
развития интеллекта (игры, развивающие игры и упражнения, познавательные книги),
речи (чтение сказок, стихов, беседы).
v Поощряйте общение со
сверстниками.
v Учите ребенка
управлять эмоциями (на примере своего поведения; есть специальные игры и
упражнения).
v Следите за состоянием
здоровья (больной, ослабленный ребенок хуже воспринимает новую информацию, не
идет на контакт с окружающими).
v Психологически
готовьте к школе: расскажите, что ему предстоит (с положительной окраской),
какие могут быть сложности и как можно с ними справиться, проведите экскурсию
по школе.
v Реально оцените
возможности ребенка. При среднем уровне интеллекта, при наличии тяжелых родовых
травм, ослабленности не стоит записывать малыша в спец.класс с повышенной
нагрузкой; параллельно со школой водить в секции (повремените полгода).
Подготовила педагог-психолог Токарева Е.Н.
суббота, 28 декабря 2013 г.
12 советов родителям будущих первоклассников
Образование может
сделать ребенка умным, но сча-тливым делает его только душевное, разумно органи-зованное
общение с близкими и любимыми людьми – семьей.
В ваших силах создать
в семье именно такую обста-новку, которая не только подготовит ребенка к ус-пешной
учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников,
чувствовать себя в шко-ле комфортно.
1. Почаще делитесь с ребенком воспомина-ниями о счастливых мгновениях
своего школьного прошлого
Начало школьной жизни
– большое испытание для маленького человека. Этот момент легче пережива-ется детьми,
у которых заранее сложилось теплое от-ношение к школе. Ваши добрые воспоминания
о школьных годах, смешные истории из школьной жи-зни и рассказы о друзьях
детства наполнят душу ре-бенка радостным ожиданием.
2. Помогите ребенку овладеть информа-цией, которая позволит ему не теряться
Удостоверьтесь, что
ваш помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей.
Это поможет в незнакомой ситуации.
3. Учите ребенка содержать в порядке свои вещи
Успехи ребенка в
школе во многом зависят от того, как он умеет организовать свое рабочее место.
4. Не пугайте ребенка
трудностями и не-удачами в школе
5. Не старайтесь быть
для ребенка учите-лем
Стремитесь к
поддержанию дружеских отношений. Дайте ребенку почувствовать, что он может
рассчиты-вать на вашу поддержку в любой ситуации.
6. Учите ребенка
правильно реагировать на неудачи
Пусть он ощутит
самоценность игры, а не выигры-ша. Помогайте ему справиться с разочарованием.
7. Помогите ребенку
обрести чувство уве-ренности в себе
Ребенок должен
чувствовать себя в любой обстанов-ке так же естественно, как дома. Научите
ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевре-менно и естественно сообщать
о них взрослым.
8. Приучайте ребенка
к самостоятельно-сти в обыденной жизни
Чем больше ребенок
может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает.
9. Научите ребенка
самостоятельно при-нимать решения
Умение делать самостоятельный
выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Приучайте ребенка считаться с
интересами всех членов семьи и учиты-вать их в повседневной жизни.
10. Учите ребенка
чувствовать и удивля-ться, поощряйте его любознательность
Подготовила
педагог-психолог Токарева Е.Н.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Что нам
необходимо знать и уметь перед школой
- Свое имя, фамилию,
отчество
- Свой возраст и дату
рождения
- Свой домашний адрес
- Свой город, его
главные достопримечатель-ности
- Страну, в которой мы
живем
- Фамилию, имя,
отчество родителей, их про-фессию
- Времена года:
последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и
стихи о временах года
- Домашних животных и
их детенышей
- Диких животных наших
лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детенышей
- Транспорт наземный,
водный, воздушный
- Различать одежду,
обувь, головные уборы, зимующих и перелетных птиц, овощи, ягоды, фрукты
- Различать и правильно
называть геометрии-ческие фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник,
овал
- Свободно
ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая – левая сторона, верх
– низ и т.д.)
- Уметь полно и
последовательно пересказать небольшой прослушанный рассказ, составить
/придумать/ рассказ по картинке
- Различать гласные и
согласные звуки. Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по
количеству гласных звуков
- Хорошо владеть
ножницами (резать полоски, круги, квадраты…)
- Хорошо владеть
карандашом: без линейки проводить линии, рисовать геометрические фигуры, людей
и животных с опорой на геоме-трические фигуры, аккуратно заштриховывать
- Свободно считать от 1
до 10 и обратно (от 7 до 2, от 3 до 9), выполнять счетные операции в пределах
20
Подготовила педагог –
психолог Токарева Е.Н
понедельник, 9 декабря 2013 г.

Дети седьмого года жизни способны
осознавать свое положение в обществе
сверстников
и взрослых, проявляют интерес к другим людям, владеют умениями общаться.
Они
умеют сопереживать, сочувствовать, помогать, знают и выполняют основные правила
этического
поведения и взаимодействия в игре и быту.
Первоклассники способны
управлять
своим поведением, знают границы дозволенного, выполняют требования
взрослого.
Они с интересом участвуют в различной деятельности (учебной, игровой, трудо-
вой).
Дети хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке.
Дети этого возраста достаточно
осведомлены о предметах окружающего мира,
проявляют
большой интерес к новым знаниям, положительно относятся к новой инфор-
мации.
Уровень развития мыслительной деятельности обеспечивает возможность
школьного
обучения. Наиболее характерно для детей этого возраста наглядно–образное
и
действенное-образное мышление, создаются предпосылки для формирования
логической
формы мышления. Речевое развитие детей седьмого года жизни предполагает
наличие
хорошего словарного запаса (3,5 – 7 тыс.слов), умение правильно произносить
все
звуки родного языка и способность к простейшему звуковому анализу слов.
На достаточно высоком уровне развития у
большинства детей находится зрительно–
пространственное
восприятие. Они способны характеризовать пространственные взаимо-
отношения
предметов (справа – слева, над – под, на
- за, сверху – снизу и др.), различать
пространственное
расположение фигур, деталей на плоскости. Дети этого возраста
различают
геометрические фигуры, выделяют их в предметах окружающего мира;
способны
классифицировать фигуры по форме, размеру, цвету; различают и выделяют
буквы
и цифры, написанные разным шрифтом; могут мысленно находить часть целого,
достраивать
фигуры по схеме, конструировать их из деталей.
Развитие зрительно–моторных координаций
позволяет детям 6-ти лет координи-
ровать
свои движения. Дети могут срисовывать простые геометрические фигуры,
предметы,
пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций,
соотношения
штрихов. В то же время для этого возраста характерно слабое развитие
моторики
мелких мышц руки.
Развитие слухо-моторных координаций
позволяет различать и воспроизводить
несложный
ритмический рисунок, выполнять под музыку ритмические движения и т.п.
Дети этого возраста способны к
произвольному вниманию, однако его устойчивость
еще
невелика и во многом зависит от условий организации обучения и индивидуальных
способностей.
Особенности памяти таковы: ребенок не
может одновременно воспринимать более
двух
объектов. У него преобладает непроизвольное запоминание, в то же время он
способен
и к произвольным действиям памяти.
Шестилетние дети способны
сосредоточенно, без отвлечений заниматься однотипной
деятельностью
10-12 минут. Возрастные особенности детей седьмого года жизни
(сложность
произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость) предполагают,
что
для них очень сложны статические нагрузки, ограничение двигательного режима,
быстрое
переключение с одного вида деятельности на другой.
Первоклассники способны точно выполнять
инструкцию учителя. Им еще трудно
оценить
результат и качество своей работы, сравнить их с эталоном, самостоятельно
исправить
ошибки и внести коррективы по ходу деятельности. Дети этого возраста эмо-
ционально
реагируют на неуспехи и неудачи в своей деятельности, могут болезненно
относиться
к стилю отношения взрослого к себе, эмоционально (иногда неадекватно)
реагировать
на его замечания и критику своей деятельности, требуют постоянной
положительной
поддержки и одобрения.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)