воскресенье, 15 сентября 2013 г.


РЕБЕНОК РАННЕГО ВОЗРАСТА

Ранний возраст — особый период развития ребенка. Как правильно создать для него развивающую среду, как вести себя с ребенком, чтобы содействовать развитию его речи, мышления, координации?
Ведущий вид деятельности ребенка младше трех лет — предметно-игровой. Игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, соотношению частей, являются прекрасным средством развития маленьких детей. Основная задача взрослого здесь состоит в том, чтобы с помощью таких игрушек обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить подбирать их по сходству и различию. Поэтому игрушки не только обогащают чувственный опыт малышей, но и учат мыслить. В таких практических действиях, как соединение, разъединение, нанизывание предметов, развиваются различные мыслительные операции.
Дидактические игрушки развивают мелкую моторику, вызывают у детей желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия. Кроме того, игры с предметами учат ребенка запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны взрослым, т.е. развивают память и воображение. Сенсорное развитие детей — основа познания мира.
Для ребенка до 3-х лет крайне необходимы:
— игрушки для нанизывания предметов различных форм (разнообразные пирамидки);
— игрушки для проталкивания предметов различных форм в соответствующие отверстия;
— игрушки, которые можно катать;
— образные игрушки с застегивающимися и прилипающими элементами (пуговицами,
      шнуровками, кнопками, липучками, молнией);
— игрушки разной величины, формы, цвета для сравнения предметов, раскладывания фигур.    
     Эту роль прекрасно выполняют народные игрушки (матрешки, яйца, бочонки и др.).
Кроме того, необходимы разнообразные сюжетные игрушки (куклы, машины, животные, предметы быта и др.).
Особое значение для развития малыша имеют подвижные игры. С самого момента рождения ребенок стремится к движению. Он познает мир, ползая, лазая, карабкаясь, бегая и т.д. Использование в повседневной жизни подвижных игр создает условия для того, чтобы ребенок научился владеть своим телом, его движения стали красивыми и, главное, уверенными. Подвижные игры — хорошая профилактика плоскостопия, нарушений осанки и других заболеваний, которые часто встречаются в детском возрасте и вызваны недостатком двигательной активности.
Кроме того, подвижная игра — источник радости, одно из лучших средств общения взрослого с ребенком. В подвижных играх часто используются фольклорные мотивы и яркие образы, которые стимулируют детскую фантазию, способствуют формированию речи и в конечном итоге становлению личности ребенка.
Особое внимание хочется обратить на развитие речи. Для того чтобы оно проходило правильно, с ребенком нужно постоянно общаться, начиная с самого раннего младенческого возраста, когда, казалось бы, кроха еще ничего не понимает. В этом, пока еще пассивном, восприятии закладывается основа для будущего активного словотворчества. И позже, когда малыш подрастет и освоит элементарную речь, взрослые по-прежнему должны все время общаться с ним. Если же взрослые мало говорят с ребенком и их речь по большей части состоит из запрещений и указаний, развитие ребенка замедляется. И наоборот, если у взрослых слишком высокие требования к языковым возможностям ребенка, и они постоянно поправляют ошибки в его речи, то это тоже может негативно сказаться на его речевом развитии.
Поэтому:
■  Разговаривайте с ребенком о том, что вы делаете с ним вместе, о том, что он видит и слышит
     вокруг, о ваших планах на сегодняшний день.
■  Давайте малышу простые указания, повторяя простые предложения.
■  Помогайте ребенку расширять словарный запас и усваивать новые речевые конструкции, для  
    чего читайте и рассматривайте вместе с ним книжки с картинками, побуждая повторять
    прочитанное или рассказанное.
■ Будьте хорошим слушателем. Дайте ребенку время договорить то, что он хотел сказать.  
Постарайтесь не перебивать его, поправляя произношение и порядок слов. Если малыш постоянно будет слышать грамотную речь взрослых, в конце концов, он и сам научится правильно произносить слова и строить предложения. Обязательно смотрите на ребенка, когда он говорит с вами. Тем самым вы показываете, что обращаете на него внимание и что его слова для вас не безразличны.
Что бы вы ни делали вместе с ребенком, самое главное — это доброжелательное общение с ним. В общении вы не только даете своему малышу какие-либо знания, умения и навыки, но и чувство психологической защищенности, доверия.
Поэтому:
■  Необходимо обращать внимание не только на свои слова, но и на интонацию, мимику, жесты,
     позу. Ваше лицо должно быть приветливо, улыбайтесь во время общения с ребенком.
■  Обращая внимание на ошибки ребенка, делайте это тактично. Пусть недостатки выглядят
     легко исправимыми, а новые задачи — доступными и интересными.
■  Хвалите ребенка за его скромные успехи, но будьте при этом искренни, так как
    перехваливание тоже имеет свои негативные стороны.
■  Старайтесь не давать малышу приказаний. Лучше посоветоваться, договориться с ним.
■  Не стоит бранить ребенка, обещать наказать его. Лучше научить или вместе с ним исправить
     ситуацию.
■  Никогда не сравнивайте детей, каждый из них развивается индивидуально.
От всего сердца желаем вам радостного общения с малышом!

                       Подготовила педагог-психолог Токарева Е.Н.

вторник, 4 июня 2013 г.

ОСТОРОЖНО — ДЕТИ!
ВНИМАНИЕ — МАШИНЫ!

Учимся, играя

С раннего возраста детей нужно обучать всем тонкостям поведения на улице и особенное внимание уделять правилам дорожного движения. Но как сделать, чтобы малышам нравилось учиться, чтобы они легко усваивали важную информацию и умели ею пользоваться? Вывод напрашивается сам собой — надо превратить процесс обучения в игру. И в некоторых семьях это практикуется!

Чего делать не стоит

I  Не надо ругать ребенка, если он в очередной раз забыл, на какой свет переходить улицу или с какой стороны обходить автобус. Просто повторите эту важную информацию еще раз, спокойно, не нервничая. От вашей резкости у малыша в памяти останется неприятный осадок, и в результате ему будет неприятно говорить о машинах, разумном поведении пешехода и т. д. Повзрослев, он станет отмахиваться от ваших замечаний. И все это — из-за вашей несдержанности! Не допускайте этого.

G  Не шутите при ребенке на тему неопытных или пьяных водителей, не смейтесь над глупостью пешеходов, не рассказывайте «автомобильных» анекдотов и не идеализируйте гонщиков-лихачей. Помните о том, что маленькие дети воспринимают все буквально, в силу своей наивности они еще не могут понять юмор. И поэтому, когда разговор заходит на такую важную тему, как правила дорожного движения, твердо расставляйте акценты: пусть ваш ребенок четко понимает, что хорошо, а что плохо, ему это важно. Ведь у малыша в голове должна сложиться определенная, точная картина мира, не искажайте ее.

F Не оставляйте без ответа любые, даже самые глупые вопросы, так или иначе связанные с дорогой, вождением, пешеходами, авариями и т. д. Это очень важная тема, поэтому не ленитесь потратить свое время. Ведь сейчас ребенок спрашивает у вас о том, что его волнует и интересует. Если вам будет некогда, завтра найдутся друзья-умники, которые научат его всему тому, от чего вы хотите его уберечь!


понедельник, 6 мая 2013 г.

Возрастные
особенности детей
5-6 лет:
Развитие личности:

- появляется произвольность психических процессов;
- способность управлять своим поведением;
- меняется представление ребенка о себе (образ Я);
- сверстники приобретают серьезное значение для ребенка;
- в игровой деятельности: распределение ролей до начала игры, игровое взаимодействие сопровождается речью;
Развитие психических процессов:

- восприятие: совершенствуется восприятие цвета, формы и величины; 
- внимание: увеличивается устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости; увеличивается объем;
- память: начинает формироваться произвольная память;
- мышление:  продолжает развиваться образное мышление; дети способны решать задачу не только в наглядном плане, но и в уме; совершенствуется способность к обобщению;
- воображение: расцвет фантазии, особенно ярко проявляющееся в игре;  
- речь: совершенствуется звуковая сторона речи, фонематический слух, интонационная выразительность, грамматический строй; активно словотворчество; богаче становится лексика и развивается связная речь.  

четверг, 18 апреля 2013 г.

Возрастные
особенности детей 6-7 лет:
Развитие личности:
- появление внутреннего плана действий (способность оперировать различными представлениями в уме);
- развитие рефлексии – способность осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, переживаниях и т.д.;
- усвоение нравственных норм (формируется сочувствие, заботливость и т.д.);
- появляется устойчивость самооценки;
- ведущая потребность – общение, ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра;
- игровые действия становятся более сложными, игровое пространство усложняется.
Развитие психических процессов:
- внимание: увеличивается устойчивость внимания (20-25 минут), развивается способность к его распределению и переключаемости; увеличивается объем;
- память: произвольная память; использование приемов запоминания (классификация и группировка);
- мышление: наглядно-образное (к концу года начинает формироваться словесно-логическое); начинается развитие понятий; появляется умение устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций;  
- воображение: активизация функции творческого воображения;    
- речь: продолжают совершенствоваться звуковая сторона речи, фонематический слух, интонационная выразительность, грамматический строй; активно словотворчество; богаче становится лексика и развивается связная речь.  

Основные компоненты психологической готовности к школе:

- личностная готовность: готовность к принятию новой социальной позиции школьника;
- мотивационная готовность: ребенок хочет учиться потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей и познавательная потребность.
- интеллектуальная готовность: дифференцированное восприятие, концентрация внимания, аналитическое мышление, возможность логического запоминания, развитее тонких движений руки и сенсомоторную координацию.

четверг, 21 марта 2013 г.

Возрастные
особенности детей
4-5 лет:
Развитие личности:
- продолжает развиваться самосознание;
- ребенок способен размышлять, не опираясь на непосредственный опыт;
- отношение к сверстникам носит не очень дифференцированный характер;
- стремление к самостоятельности;
- в игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия.
                              Развитие психических процессов:
- восприятие: ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов (измерение, сравнение, прикладывание и т.д.); формируются представления об основных геометрических фигурах, цветах спектра, параметрах величины, пространстве (далеко, близко и т.д.), времени (утро, день и т.д.), об особых свойствах предметов и явлений (звук, вкус, запах и т.д.);
- внимание: увеличивается устойчивость внимания (сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут);
- память: формируются процессы сначала произвольного припоминания, а затем и преднамеренного запоминания; возрастает объем памяти (7-8 предметов);
- мышление:  начинает развиваться образное мышление; развивается предвосхищение (дети уже могут предположить, что произойдет дальше); обобщение по двум признакам;
- воображение: формируются такие особенности как оригинальность и произвольность;
- речь: улучшается звукопроизношение, речь становится активной; развивается грамматическая сторона речи, словотворчество; обогащается словарь.

 

понедельник, 11 марта 2013 г.

Возрастные особенности детей

Возрастные
особенности детей
3-4 лет:
Развитие личности:

- формирование самосознания или его элементов; 
- кризис 3-х лет;
- формирование преднамеренности, произвольности дей­ствий, то есть подчинение их определенному образцу;
- бурное развитие игровой деятельно
- ярко выраженное стремление к самостоятельности

Развитие психических процессов:

- восприятие: носит предметный характер, ребенок видит наиболее яркие признаки предмета («трава зеленая», «лимон кислый» и т.д.);
- внимание: способность детей управлять своим вниманием очень невелика (внимание носит в основном непроизвольный характер);
- память: непроизвольная, преобладают процессы узнавания. Ребенок хорошо запоминает все то, что представляет для него жизненный интерес, сильный эмоциональный отклик. Хорошо развита двигательная память;
- мышление: наглядно-действенное, элементарные обобщения («это игрушки», «это фрукты» и т.д.);
- воображение: развито слабо, проявляется, в основном в игровой деятельности;
- речь: продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развернутой; словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов.