четверг, 18 апреля 2013 г.

Возрастные
особенности детей 6-7 лет:
Развитие личности:
- появление внутреннего плана действий (способность оперировать различными представлениями в уме);
- развитие рефлексии – способность осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, переживаниях и т.д.;
- усвоение нравственных норм (формируется сочувствие, заботливость и т.д.);
- появляется устойчивость самооценки;
- ведущая потребность – общение, ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра;
- игровые действия становятся более сложными, игровое пространство усложняется.
Развитие психических процессов:
- внимание: увеличивается устойчивость внимания (20-25 минут), развивается способность к его распределению и переключаемости; увеличивается объем;
- память: произвольная память; использование приемов запоминания (классификация и группировка);
- мышление: наглядно-образное (к концу года начинает формироваться словесно-логическое); начинается развитие понятий; появляется умение устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций;  
- воображение: активизация функции творческого воображения;    
- речь: продолжают совершенствоваться звуковая сторона речи, фонематический слух, интонационная выразительность, грамматический строй; активно словотворчество; богаче становится лексика и развивается связная речь.  

Основные компоненты психологической готовности к школе:

- личностная готовность: готовность к принятию новой социальной позиции школьника;
- мотивационная готовность: ребенок хочет учиться потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей и познавательная потребность.
- интеллектуальная готовность: дифференцированное восприятие, концентрация внимания, аналитическое мышление, возможность логического запоминания, развитее тонких движений руки и сенсомоторную координацию.

четверг, 21 марта 2013 г.

Возрастные
особенности детей
4-5 лет:
Развитие личности:
- продолжает развиваться самосознание;
- ребенок способен размышлять, не опираясь на непосредственный опыт;
- отношение к сверстникам носит не очень дифференцированный характер;
- стремление к самостоятельности;
- в игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия.
                              Развитие психических процессов:
- восприятие: ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов (измерение, сравнение, прикладывание и т.д.); формируются представления об основных геометрических фигурах, цветах спектра, параметрах величины, пространстве (далеко, близко и т.д.), времени (утро, день и т.д.), об особых свойствах предметов и явлений (звук, вкус, запах и т.д.);
- внимание: увеличивается устойчивость внимания (сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут);
- память: формируются процессы сначала произвольного припоминания, а затем и преднамеренного запоминания; возрастает объем памяти (7-8 предметов);
- мышление:  начинает развиваться образное мышление; развивается предвосхищение (дети уже могут предположить, что произойдет дальше); обобщение по двум признакам;
- воображение: формируются такие особенности как оригинальность и произвольность;
- речь: улучшается звукопроизношение, речь становится активной; развивается грамматическая сторона речи, словотворчество; обогащается словарь.

 

понедельник, 11 марта 2013 г.

Возрастные особенности детей

Возрастные
особенности детей
3-4 лет:
Развитие личности:

- формирование самосознания или его элементов; 
- кризис 3-х лет;
- формирование преднамеренности, произвольности дей­ствий, то есть подчинение их определенному образцу;
- бурное развитие игровой деятельно
- ярко выраженное стремление к самостоятельности

Развитие психических процессов:

- восприятие: носит предметный характер, ребенок видит наиболее яркие признаки предмета («трава зеленая», «лимон кислый» и т.д.);
- внимание: способность детей управлять своим вниманием очень невелика (внимание носит в основном непроизвольный характер);
- память: непроизвольная, преобладают процессы узнавания. Ребенок хорошо запоминает все то, что представляет для него жизненный интерес, сильный эмоциональный отклик. Хорошо развита двигательная память;
- мышление: наглядно-действенное, элементарные обобщения («это игрушки», «это фрукты» и т.д.);
- воображение: развито слабо, проявляется, в основном в игровой деятельности;
- речь: продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развернутой; словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов.

 

вторник, 19 февраля 2013 г.

Как снять напряжение у ребенка после дня в детском саду .


 Наиболее распространенный источник напряжения - это публичность, присутствие большого количества чужих людей вокруг. Поэтому хорошо, если после дня в детском саду ребенок имеет возможность уединиться, побыть в отдельной комнате, за ширмой, в кукольном уголке и т.д.

Не надо слишком назойливо расспрашивать его о том, что происходило - он вспомнит и расскажет сам, когда отдохнет.

Ребенок может соскучиться и по родителям - поэтому не следует, приведя его домой, сразу же бросаться к выполнению домашних дел. Пусть он посидит на коленях у взрослого, пусть расслабится от прикосновений.

Не пожалейте немного времени для того, чтобы побыть с ним вдвоем, почитать или поиграть.

Постарайтесь не слишком спешить, забирая ребенка домой - небольшой круг, совершенный по окрестным дворам, позволит ему перейти на вечерний режим, перестроиться с детского сада на домашнюю обстановку.

Будет лучше при этом, если вы не будете сопровождать это беседой с кем-либо из приятельниц или родителей других детей - как правило, дети очень ценят прогулки вдвоем.

Если ребенку предстоят дополнительные занятия, то следует иметь в виду, что спортивные скорее способствуют перевозбуждению, а расслабляют занятия в спокойном ритме типа рукоделия, моделирования и другого ручного труда.

Музыкальная школа - это тоже большая нагрузка для ребенка, склонного к перевозбуждению.

А лучше всего понаблюдать за собственным ребенком - к чему он инстинктивно стремится, возвращаясь домой (будь то музыка, домашние животные, аквариум, брат или сестра, книги) - то и является для него источником стихийной психотерапии.



среда, 13 февраля 2013 г.

тест для родителей




Предлагаем вашему вниманию тест для родителей дошкольников, который поможет определить насколько правильно вы воспитываете своего ребенка

А

1) Мои дети для меня - самое главное в жизни.

2) Ради детей я готова отказаться от личной жизни.

3) Я всё время думаю только о детях - об их болезнях, делах, друзьях.

Б

1) Мои дети всегда умеют добиться от меня того, что хотят.

2) Я трачу на детей значительно больше денег, чем на себя.

3) Я не понимаю, как можно устать от общества своих детей.

В

1) Мои дети имеют больше домашних обязанностей, чем другие.

2) Мой старший ребёнок всегда присматривает за младшим.

3) Я охотно поручаю своему ребёнку трудные дела.

Г

1) Главное, чему нужно научить детей, - это слушаться.

2) Дети должны уважать мать больше всех людей на свете.

3) Нельзя проявлять свои слабости при детях.

Д

1) Детям полезно, если они не только любят, но и боятся мать.

2) Ради детей нельзя оставлять их проступки безнаказанными.

3) Случается, что лучшее наказание - это порка.

Отметьте те утверждения, с которыми Вы можете согласиться. Если в каком-то из разделов Вы отметили 2 или 3 пункта, существует риск некоторых "перегибов".

А - Возможно, Вы представляете своего ребёнка более беспомощным, чем он есть на самом деле. Попробуйте дать ему больше самостоятельности!

Б - Не слишком ли Вы балуете своих детей? Вы ведь сами ещё молодая женщина!

В - Пожалуй, Вы несколько более требовательны, чем ребёнок может вынести. Не ведёт ли это к напряжению в семье?

Г - Такое впечатление, что Вашим детям "всё нельзя". Постарайтесь выбрать из Ваших требований самые необходимые!

Д - Не думайте, что строгие наказания - лучший метод воспитания. Есть риск, что ребёнок перестанет отвечать на просьбы, не подкреплённые угрозой.

Если Вы обнаружили, что превысили свои полномочия в отношениях с ребёнком, радуйтесь хотя бы тому, что это произошло своевременно - внимательная мама всегда готова признать свои ошибки.


понедельник, 4 февраля 2013 г.

УРОВНИ И КРИТЕРИИ АДАПТАЦИИ

УРОВНИ И КРИТЕРИИ АДАПТАЦИИ

А.Л. Венгер описывает три уровня адаптации к школьному обучению:

Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе; требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко, глубоко и полно; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя; выполняет поручения без лишнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной работе; готовится ко всем урокам; занимает в классе благоприятное статусное положение.
Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ; самостоятельно решает типовые задачи; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.
Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины. Объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль. Систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.